Рисунок головы человека: второй этап

Чтобы правильно найти наклон головы, мысленно надо соединить прямой линией переносицу и середину подбородка и представить себе, какой угол образуется между этой линией и воображаемой вертикалью. Определив правильно угол наклона профильной линии с вертикалью, учащийся правильно определит и наклон головы. При этом ученики должны помнить о соблюдении перспективы и точно установить горизонт.
При уточнении характера формы готовы и пропорций полезно знакомство с анатомическим строением головы.
Характер формы головы определяется особенностями строения костей черепа, поэтому в первую очередь нужно изучить те кости, которые хорошо видны на человеческой голове. Основное внимание должно быть обращено на кости черепной коробки и лицевые.
Черепная коробка состоит из шести основных костей: лобной, двух теменных, двух височных и затылочной. Эти кости соединены между собой швами и составляют единую форму. От строения этих костей зависит и характер формы головы. Например, характер развития костей черепа у молодого и старого человека существенно отражается на характеристике формы головы (рис. 69).
Передавая характер формы головы того или иного человека, мы прежде всего обращаем внимание на кости черепа. У одних людей мы замечаем очень большую лобную кость и маленькую затылочную; у других, наоборот, очень крупный затылок и маленький лоб. У одних людей очень сильно выступают лобные бугры, у других – височные кости.
На лице обычно обращается внимание на корень носа (горбину), на лобные бугры, на края глазниц и места крепления височных костей со скуловыми, на скуловые кости и скуловые отростки, на нижнюю челюсть. Все эти кости хорошо видны на лице и также помогают правильно определить характер головы. Например, форма нижней челюсти влияет на характер формы подбородка. Нижняя часть челюстной кости состоит из центральной площадочки – подбородочного возвышения – и двух ветвей, которые сочленяются с височными костями. Если подбородочное возвышение сильно изгибается и выдается вперед, то на подбородке у человека образуется ямочка. Таким образом, на данном этапе работы студент должен серьезно изучить соответствующий раздел анатомии.
Изображение вначале дают очень легкое, еле-еле касаясь карандашом бумаги. Такое бледное изображение мы даем для того, чтобы иметь возможность в дальнейшем, не применяя резинки, вносить исправления и уточнения в характер рисунка.
В поисках характера головы начинающему художнику помогает также знание пропорциональных отношений, с которыми можно ознакомиться по канону древних (рис. 70).
Лицевая часть головы делится на три равные части: от линии покрова волос до надбровных дуг, от надбровных дуг до основания (корня) носа и от основания носа до основания подбородка.
Отрезок от надбровных дуг до основания носа в свою очередь делится на три равные, части: между первой (от надбровных дуг) и второй частью проходит линия разреза глаз, которая пересекает шов скуловой кости, уголки глаз и слезники. Отрезом между основанием носа и основанием подбородка тоже делится на три равные части: между первой и второй частью проходит средний линия рта, которую часто называют линией разреза губ. Расстояние между глазами равно длине глаза. Высота уха равна длине носа (рис. 71).
Зная эти закономерности, студент имеет возможность быстро разобраться в характерных особенностях строения формы головы и ее положении в пространстве. Так, при рисовании гипсовой головы Аполлона или Антиноя, имеющих очень сложный наклон и поворот, начинающий обычно затрудняется определить, имеет ли голова наклон вниз или запрокинута вверх. Зная же особенности строения конструктивной основы формы головы, рисовальщик без труда определит положение головы в пространстве, стоит только взглянуть на положение уха по отношению основания носа: если ухо ниже основания носа, значит, голова запрокинута вверх; если ухо выше кончика носа, значит, голова имеет наклон вниз.
При рисовании живой головы нужно разделить профильную линию на три равные части и следить за отклонениями натуры от нормы: если человек лысоват, то покров полос у него будет выше намеченной линии, густые свисающие брови будут ниже надбровных дуг, так же и острые по форме (мефистофельские) нос и подбородок.
У Леонардо да Винчи есть рисунок, на котором проведены четыре горизонтальные линии и между ними изображены головы уродов. Этим Леонардо да Винчи доказывал, что при рисовании даже самых характерных голов художник может пользоваться классическим каноном (членением головы на три равные части). Чтобы научиться легко решать подобные задачи, студенту надо хорошо усвоить принципы и методы линейно-конструктивного изображения формы головы при основных ее положениях, о чем речь пойдет несколько ниже.

Связанные статьи:
Первый этап – композиционное размещение
Второй этап – определение характера формы головы, пропорций и наклона
Третий этап – объемно-конструктивное построение формы головы
Четвертый этап – пластическая моделировка формы
Пятый этап – переход от общего к частному и прорисовка деталей
Шестой этап – подчинение деталей целому, обобщение

Похожие статьи:
Рисунок фигуры человека

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.