Рисунок головы человека: третий этап

На этой стадии работы студенты знакомятся с особенностями конструктивного строения формы человеческой головы и переходят к более глубокому изучению пластической анатомии.
Выявление конструктивных особенностей строения формы помогает студенту правильно передавать в рисунке объем и положение головы в пространстве. Чтобы студент свободно справлялся с этой работой, его необходимо ознакомить с конструктивной схемой головы.
Поверхности, образующие объем, выражаются в рисунке линейно. Линии как бы расчерчивают форму головы на планы, раскрывая конструктивную сущность объема.
Линейно-конструктивная схема формы человеческой головы хорошо показана на рисунке А. Дюрера (см. рис. 16). Ни этом рисунке-схеме видна общая закономерность не только конструктивного строения головы, но и пропорционального членения головы на части анатомического строений.
Построение изображения головы по линейно-конструктивной схеме заставляет ученика рисовать сознательно, отучает от пассивного копирование натуры. Конструктивная схема помогает правильно построить изображение формы головы в любом повороте и ракурсе.
Основные конструктивные линии членят форму головы на пропорциональные части. Это условное деление определяется строением черепа (рис. 73).
Линия волосяного покрова проходит через след корней волос (чешуя). Иногда в этом месте на лобной кости имеется небольшое возвещение (а).
Линия надбровных дуг проходит по выступу надбровья через точки надглазного отверстия (б).
Линия разреза глаз проходит через переносицу и швы височных и скуловых костей (е).
Линия основания носа проходит у основания скуловых костей и корня носа (г).
Линия основания подбородка идет по выступу нижней челюсти (д).
Место расположения линии разреза рта и глаз определяется также согласно закономерности анатомического строения формы головы. Если расстояние линии надбровных дуг до основания носа разделить на три равные части, то вторая линия сверху будет соответствовать линии разреза глаз. Если нижнюю часть лица от подбородка до основания носа разделить на три равные части, то верхняя часть будет равна расстоянию от основания носа до линии разреза рта.
Расстояние между глазами равно ширине глаза, т. е. линию разреза глаз от одного уголка глаза до другого также можно разделить на три равные части. Это особенно полезно знать, так как наш глаз часто обманывается (например, при рисовании головы Юлия Цезаря многим кажется, что у него расстояние между глазами намного уже ширины глаза. Измерив циркулем расстояние между глазами обнаруживаем, что оно равно ширине глаза).
Все конструктивные линии – надбровных дуг, основания носа и подбородка, разреза глаз и рта – параллельны. Эта закономерность членения головы помогает рисующему правильно схватывать основные пропорции и характер рисуемой модели.
Чтобы почувствовать, насколько схема помогает построению изображения формы головы, необходимо чаще менять положение натуры в пространстве и условия освещения. Тогда студент начнет понимать, что эффект рисунка зависит не от тушевки (светотени), а от грамотного построения формы головы, от правильного выражения ее конструктивных особенностей. Пример подобных упражнений показан на рисунке 74.
Разберем схему конструктивного строения формы человеческой головы и раскроем смысл и значение каждой линии.
Конструктивная схема формы головы и ее пропорции обусловлены костной основой – черепом. Поэтому местоположение конструктивных линий на натуре надо искать не на поверхности лица, а нужно иметь в виду, что они лежат в основе костяка черепа. Например, если мы будем искать в натуре конструктивную линию основания подбородка, то ее следует представлять не на поверхности лица, а на середине челюстной кости. Линия основания носа проходит не у кончика носа, а у основания ноздрей; кончик же носа может быть расположен в рисунке или ниже, или выше линии основания носа, что зависит от положения головы в пространстве. Знание конструктивной схемы человеческой головы помогает рисующему правильно строить изображение, соблюдать закон перспективы, отучает от пассивного копирования натуры. Очень часто при незначительных поворотах бывает трудно определить: наклонена голова вниз или, наоборот, запрокинута вверх, в особенности при рисовании головы Аполлона и Антиноя. В этих случаях знание схемы конструктивного строения крайне необходимо.
Чтобы правильно выразить конструктивную основу формы при любом положении головы в пространстве, рисовальщику надо запомнить ряд особенностей перспективного изображения конструктивной схемы. При обучении рисованию с натуры большое значение имеет точка зрения, т. е. место, откуда рисующий наблюдает натуру. Вид натуры сильно изменяется в зависимости от того, откуда смотрит рисующий.
Рассмотрим основные положения (повороты) головы и разберем особенности построения их изображения.
Положение головы в фас – фронтально (рис. 75, а).
1. Положение головы на уровне глаз рисующего. Профильная линия прямая и делит голову на две равные и симметричные части. Поэтому, изображая симметричные формы головы – лоб, овал лица, нос, губы, подбородок, ученик должен рисовать одновременно правую и левую части.
Линии надбровных дуг, основания носа и подбородка, а также линии разреза глаз и рта будут прямыми и горизонтальными.
Линия разреза глаз проходит через слезники и уголки (наружные края) глаз, а точнее – по шву, соединяющему скуловую и височную кости. Линия разреза рта проходит по границе верхней и нижней губ, касаясь уголков губ.
2. Положение головы в фас, вид снизу (рис. 75, б). При построении изображения головы в ракурсе (в сокращении) конструктивные линии надбровных дуг, основания носа и подбородка должны быть округлыми и своими вершинами обращены вверх. Низ ушной раковины опустится ниже основания носа. Откроются (будут видны) нижние площадочки надбровных дуг, нижние плоскости носа и подбородка. Линия разреза глаз опустится к горбинке носа. Профильная линия по-прежнему остается прямой.
3. Голова в фас, вид сверху (рис. 75, в). При построении изображения головы в ракурсе (вид сверху) конструктивные линии – надбровных дуг, основания носа, подбородка, разреза глаз и рта – будут округлыми и своими вершинами обращены книзу. Низ ушной раковины будет выше основания носа. Нижние площадочки носа, надбровья и подбородка скроются. Профильная линия по-прежнему остается прямой.
Изображение головы в трехчетвертном повороте (рис. 76).
1. Голова на уровне глаз рисующего (рис. 76, а). При трехчетвертном повороте лицевая часть головы должна быть изображена в перспективе – одна половина в большем сокращении, другая в меньшем. Однако лицевую часть головы надо изображать одновременно (правую и левую половины) и симметрично. Например, намечая абрис дальней от нас щеки, одновременно намечаем линией и форму ближней щеки, т. е. повторяем в зеркальном отражении линию абриса дальней щеки.
При трехчетвертном повороте профильная линия уже будет немного изогнутой. Конструктивные линии надбровных дуг, разреза глаз, основания носа, разреза рта и основания подбородка изображаются прямыми и горизонтальными.
2. Голова выше уровня глаз рисующего (рис. 76, б). При таком положении головы конструктивные линии – линии надбровных дуг, разреза глаз, основания носа, разреза рта и основании подбородка будут видны несколько изогнутыми – вершинами вверх. Рисуя голову в таком положении, студенты часто нарушают законы перспективы и изображают ее в обратной перспективе.
При данном положении головы глаз, который ближе к нам, всегда будет выше удаленного, а линии надбровных дуг, разреза глаз, основания носа и разреза рта по мере удаления от нас будут опускаться. Это очень легко доказать. Представим себе, что вместо головы перед нами находится ящик. На «лицевой» стороне наметим нашу схему головы (рис. 77) в соответствии с законами перспективы. Так можно увидеть, что глаз, удаленный от нас, располагается ниже.
Профильная линия будет изогнутой. Нижние площадочки надбровья, носа и подбородка хорошо видны. Кончик носа будет выше линии основания носа.
3. Положение головы ниже уровня глаз рисовальщика (рис. 76, в). При таком положении конструктивные линии надбровных дуг, разреза глаз, основания носа, губ и подбородка
будут округлой формы и своими вершинами обращены книзу.
Кончик носа при таком положении будет ниже основания носа. Линия разреза глаз приблизится к линии надбровных дуг. Лицевая часть головы значительно сократится, а верхняя часть черепной коробки увеличится.
Профильная линия остается немного изогнутой.
Изображение головы в профиль (рис. 78).
1. Положение головы на уровне глаз рисующего (рис. 78, а). При рисовании головы в профиль неопытный рисовальщик вообще перестает думать о конструкции и об объеме и обычно дает плоское изображение – силуэт. Он добросовестно срисовывает абрис головы и забывает об объеме, о черепной коробке. Линейно-конструктивная схема помогает избежать этого. Наметив лицевую часть головы и отделив ее линией от остальной формы, рисующий вынужден думать о той части головы, которая не видна. Таким образом, он рассматривает голову не как плоский рельеф, а как объемную реальную форму.
2. Положение головы выше уровня глаз (рис. 78, б). Изображение головы в таком положении не представляет особых трудностей. Следя за линией надбровных дуг, ученик легко сможет заметить, что глаз, обращенный к нему, будет выше невидимого. То же оказывается и при изображении ноздрей, уголков губ, челюстной кости. Нижние площадочки надбровья, носа, подбородка надо подчеркнуть в рисунке.
3. Положение головы ниже уровня глаз рисующего (рис. 78, в). В этом положении конструктивные линии надбровных дуг, основания носа, разреза рта обращены своими вершинами книзу.
Намечая детали головы, студент должен следить, где расположатся уголки губ, глаз, уши и т. д. Чтобы хорошо запомнить схему конструктивного строения формы человеческой головы и уметь пользоваться ею на практике, ему необходимо сделать ряд набросков головы с разных точек зрения. Подобные упражнения надо рассматривать не как побочные, а как основные и крайне необходимые. Данная работа студента должна рассматриваться, как работа у музыканта, когда он, разучивая сложное произведение, штудирует отдельные фрагменты и пассажи. На рисунках 12, 71, 74 показаны примеры подобных упражнений.

Связанные статьи:
Первый этап – композиционное размещение
Второй этап – определение характера формы головы, пропорций и наклона
Третий этап – объемно-конструктивное построение формы головы
Четвертый этап – пластическая моделировка формы
Пятый этап – переход от общего к частному и прорисовка деталей
Шестой этап – подчинение деталей целому, обобщение

Похожие статьи:
Рисунок фигуры человека

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.