Рисунок головы человека: первый этап

Во время рисования с натуры человеческой головы ученик должен проделать очень сложную работу: дать конструктивный анализ формы, проследить за анатомическим строением головы, дать ее правильное перспективное изображение на плоскости, выдержать рисунок в тоне. Чтобы учащиеся могли хорошо усвоить систему, принципы и методы построения реалистического изображения на плоскости, сложный комплекс работы над рисунком мы разбиваем на отдельные этапы. Чтобы студент получил более полное представление об учебных задачах рисунка, рассмотрим их на примере рисования гипсовой головы Аполлона. В данном случае мы будем говорить не о методической последовательности работы, которая обычно излагается во всех руководствах и пособиях, а о сугубо педагогических и методических задачах, которые студент должен решить на том или ином этапе работы.
Прежде чем приступить к рисунку, студент должен посмотреть на натуру со всех сторон, чтобы правильно понять общий характер формы и положение головы в пространстве. Внимание учащихся должно быть обращено на поворот головы, так как наклон головы влияет на композиционное решение. На композицию рисунка влияет также и эффект освещения.
Размер изображения определяется пропорциями головы – отношением высоты к ширине. Рисующий должен научиться красиво заполнять плоскость листа бумаги. Однако не следует думать, что в композиции нужно придерживаться какого-то шаблона. Например, некоторые педагоги считают, что, рисуя голову в трехчетвертном повороте или в профиль, нужно обязательно оставлять большее поле перед лицевой частью. Однако в произведениях великих мастеров мы не найдем примеров соблюдения такого правила. Большинство портретов компонуется в середине картинной плоскости. У художников эпохи Возрождения есть целый ряд портретов, где перед лицевой частью оставлено меньше места.
В учебном рисунке композиция должна помогать решению учебной задачи, а не усложнять ее. Например, студенту нужно нарисовать голову, которая освещена спереди на нейтральном фоне (т. е. без фона). Согласно указанию педагога он должен оставить большее поле перед лицом. Приступая к тоновой проработке рисунка, он увидит, что тень нарушила композицию, исчезло равновесие (в тоне). Чтобы избежать этого, рисующему придется около лицевой части вводить фон, что усложнит работу, а самое главное – будет отвлекать учащегося от решении основных учебных задач.

Связанные статьи:
Первый этап – композиционное размещение
Второй этап – определение характера формы головы, пропорций и наклона
Третий этап – объемно-конструктивное построение формы головы
Четвертый этап – пластическая моделировка формы
Пятый этап – переход от общего к частному и прорисовка деталей
Шестой этап – подчинение деталей целому, обобщение

Похожие статьи:
Рисунок фигуры человека

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.