Рисунок головы человека: четвертый этап

Наметив конструктивную основу изображения головы, студент должен перейти к выявлению объема средствами светотени. Здесь очень важно проследить за взаимосвязью конструкции со светотенью, правильно разобраться в пластической форме головы и понять ее объем.
Чтобы облегчить начинающему эту задачу, следует воспользоваться методом обобщения формы. Метод обобщения помогает найти и верно выразить в рисунке большую форму.
Под понятием «большая форма» мы подразумеваем изображение формы какого-либо предмета без деталей.
Педагогической практикой художественной школы выработан методический прием, который предлагает вначале рассматривать живую форму головы как сумму геометрических форм. Например, голова – яйцевидная форма, нос – призма, глаз – шар. Иначе говоря, в начале построения изображения легким касанием карандаша к бумаге, намечается яйцевидная форма головы, призма носа, шаровидные формы глаз. Затем в эти формы вписывается (врисовывается) живая форма головы и ее деталей.
Чтобы освоить этот прием построения изображения, полезно выполнить ряд специальных упражнений (рис. 80, 81).

Следует добавить, что такие задания лучше выполнять с живой модели (например, рисовать себя в зеркало), а не с гипса. На гипсовом слепке головы проще увидеть большую форму.
Великие мастера прекрасно владели большой формой. Так, большая форма очень хорошо выражена в голове мадонны у Энгра (рис. 82). Здесь мы ясно видим шаровидные формы глазных яблок, призматическую форму носа, яйцевидную форму головы.
Этот же принцип необходимо соблюдать и при рисовании деталей. Чтобы в рисунке не получалась отвлеченная форма, намечая, например, форму носа, необходимо обратить внимание на ее характер (прямой, курносый, горбоносый). В процессе уточнения студент должен обратить внимание на поверхности, образующие объем носа, которые определяются анатомической структурой косточек и хрящей. Понять структурное строение формы носа помогает предлагаемая схема (рис. 83).
Передняя плоскость носа от линии надбровных дуг до горбины образует трапециевидную фигуру переносицы (1); далее от переносицы до середины горбины носа образуется еще одна удлиненная трапеция (2); от нее до конца горбины – третья (3), но в перевернутом виде. И, наконец, последняя трапеция – миндалины (4). Таков характер передней плоскости носа. В зависимости от индивидуальных особенностей будет меняться и рисунок передней плоскости: горбоносый будет иметь маленькую переносицу и сильно удлиненную горбину; у курносого, наоборот, растянутые в ширину переносица и миндалины, маленькая коротенькая горбина.
Приступая впервые к рисунку головы, ученик должен особенно внимательно следить за правильностью распределения парных и симметричных форм. Для этого мы ему рекомендуем: парные и симметричные формы рисовать одновременно, т. е., наметив правую скуловую кость, сразу же намечать и левую; проводить параллельные линии от края каждой парной и симметричной формы к другой.
Особое внимание следует обращать на конструктивный анализ формы деталей (глаз, носа, ушей).
Рисуя глаз, ученик должен помнить, что в основе его шарообразная форма, которая находится в глазничной впадине. Поэтому, рисуя веки, ученик должен следить, чтобы они облегали форму глазного яблока, и учитывать толщину век. Начинающие обычно рисуют веко одной линией. На рисунке 84 стрелкой показано, как надо следить за рельефом формы.
В старых художественных школах этому уделяли серьезное внимание, и не случайно почти все пособия по рисунку начинались с рисования деталей головы. Большой интерес в этом плане представляют пособия А. Т. Скино (рис. 85, 86).

Необходимо также внимательно следить за перспективой. Начинающие часто при трехчетвертном повороте головы рисуют глаз в фас. Следует запомнить, что при этом положении глаз строится по форме ромба, а при трехчетвертном и в профиль – по форме треугольника (рис. 87).
Неправильно начинающие изображают и форму губ. Неопытный рисовальщик губы рисует линией и оставляет ее до конца. Губы надо рисовать мягко, не делать резких очертаний бантика губ. В том месте, где мы вначале намечаем линией рисунок бантика губ, в натуре будет самая выпуклая часть (рис. 88); следовательно, на рисунке надо передавать по кромке губы свет, а не черную линию. Полезно копировать рисунки губ с таблиц Жюльена, Скино, Пукирева и Саврасова (рис. 89, 90).


На этом этапе работы студент углубляет свои знания по пластической анатомии, учится разбираться в пластической форме головы, закрепляет свои знания по перспективе. Для более углубленного изучения форм человеческой головы студентам рекомендуется во время занятий проверять местоположение костей и мышц по таблицам анатомического атласа.
При работе над длительным рисунком точка зрения должна оставаться неизменной на протяжении всего процесса изображения. Чтобы после перерыва можно было найти прежнюю точку зрения, рекомендуется следующий прием: пусть студент обратит внимание на переносицу и слезник дальнего от него глаза (если голова находится в трехчетвертном повороте). При трехчетвертном повороте головы горбина носа закроет собой дальний глаз, и надо заметить, насколько глаз заслонен, т. е. виден слезник или он скрылся за переносицу и насколько.

Связанные статьи:
Первый этап – композиционное размещение
Второй этап – определение характера формы головы, пропорций и наклона
Третий этап – объемно-конструктивное построение формы головы
Четвертый этап – пластическая моделировка формы
Пятый этап – переход от общего к частному и прорисовка деталей
Шестой этап – подчинение деталей целому, обобщение

Похожие статьи:
Рисунок фигуры человека

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.