Рисунок головы человека: четвертый этап

Чтобы облегчить начинающему эту задачу, следует воспользоваться методом обобщения формы. Метод обобщения помогает найти и верно выразить в рисунке большую форму.
Под понятием «большая форма» мы подразумеваем изображение формы какого-либо предмета без деталей.
Педагогической практикой художественной школы выработан методический прием, который предлагает вначале рассматривать живую форму головы как сумму геометрических форм. Например, голова – яйцевидная форма, нос – призма, глаз – шар. Иначе говоря, в начале построения изображения легким касанием карандаша к бумаге, намечается яйцевидная форма головы, призма носа, шаровидные формы глаз. Затем в эти формы вписывается (врисовывается) живая форма головы и ее деталей.
Чтобы освоить этот прием построения изображения, полезно выполнить ряд специальных упражнений (рис. 80, 81).


Великие мастера прекрасно владели большой формой. Так, большая форма очень хорошо выражена в голове мадонны у Энгра (рис. 82). Здесь мы ясно видим шаровидные формы глазных яблок, призматическую форму носа, яйцевидную форму головы.


Приступая впервые к рисунку головы, ученик должен особенно внимательно следить за правильностью распределения парных и симметричных форм. Для этого мы ему рекомендуем: парные и симметричные формы рисовать одновременно, т. е., наметив правую скуловую кость, сразу же намечать и левую; проводить параллельные линии от края каждой парной и симметричной формы к другой.

Рисуя глаз, ученик должен помнить, что в основе его шарообразная форма, которая находится в глазничной впадине. Поэтому, рисуя веки, ученик должен следить, чтобы они облегали форму глазного яблока, и учитывать толщину век. Начинающие обычно рисуют веко одной линией. На рисунке 84 стрелкой показано, как надо следить за рельефом формы.
В старых художественных школах этому уделяли серьезное внимание, и не случайно почти все пособия по рисунку начинались с рисования деталей головы. Большой интерес в этом плане представляют пособия А. Т. Скино (рис. 85, 86).






При работе над длительным рисунком точка зрения должна оставаться неизменной на протяжении всего процесса изображения. Чтобы после перерыва можно было найти прежнюю точку зрения, рекомендуется следующий прием: пусть студент обратит внимание на переносицу и слезник дальнего от него глаза (если голова находится в трехчетвертном повороте). При трехчетвертном повороте головы горбина носа закроет собой дальний глаз, и надо заметить, насколько глаз заслонен, т. е. виден слезник или он скрылся за переносицу и насколько.
Связанные статьи:
Первый этап – композиционное размещение
Второй этап – определение характера формы головы, пропорций и наклона
Третий этап – объемно-конструктивное построение формы головы
Четвертый этап – пластическая моделировка формы
Пятый этап – переход от общего к частному и прорисовка деталей
Шестой этап – подчинение деталей целому, обобщение
Похожие статьи:
Рисунок фигуры человека
0 комментариев