Рисунок фигуры человека: часть вторая

Фигура человека представляет собой сложнейший комплекс различных взаимосвязанных и взаимообусловленных форм. Изменение одной группы мышц влечет за собой изменение другой и таким образом определяет движение всего человеческого тела. Например, человек сильно поднял руку вверх (в метро, трамвае, автобусе); вместе с рукой поднялось одно плечо, другое же, наоборот, опустилось. Голова отклонилась в сторону поднятой руки, в ту же сторону переместился таз, причем положение оси тазобедренного сустава уже стало параллельно плечевому поясу, позвоночник принял змеевидную форму; ноги также изменили свое положение – одна нога оказалась в полусогнутом положении, другая вытянулась в прямую линию.
Зная строение человеческого тела, художник может ясно представить себе работу мышц и положение костей при том или ином повороте. Он ясно может видеть, как некоторые мышцы растягиваются, напрягаются, в то время как другие, наоборот сокращаются (расслабляются). Изображая фигуру человека без знания анатомии, художник будет путаться в лабиринте сложных форм и не сумеет дать правильный и убедительный образ человека. Художник, хорошо изучивший анатомию, во время рисования будет акцентировать те детали, от которых зависит характер целого, которые подчеркивают органическую связь частей и целого. Такое прекрасное знание анатомии мы можем проследить в изображении Адама Микеланджело (рис. 100).

Академические рисунки старых мастеров дают представление огромной аналитической работе, которую они проделывали, изображая обнаженную человеческую фигуру. Все изображено верно и убедительно, чувствуется, что художник умеет разобраться в той сложной форме натуры, которая находится перед его глазами. Перед нами рисунок П. И. Соколова (рис 101). Это не поверхностное наблюдение натуры, а серьезный, научный анализ формы. Фигура изображена в сложном движении, и художник не приблизительно рисует каждую группу мышц, а аналитически разбирает каждую из них. Это ясно видно по тем штрихам, которые подчеркивают и характер формы, и направление мышечных волокон. Сразу чувствуется, что художник хорошо знает и места крепления мышц, и органическую связь хрящей и сухожилий.

Чтобы хорошо изучить и запомнить все сложные положения анатомии, требуется большое количество времени, и те часы которые отводятся на эти разделы учебной программой, должны быть полностью использованы. Однако на практике мы нередко замечаем, что студенты плохо используют их. Часто, в особенности на старших курсах, на уроках обнаженной натуры студены выполняют эффектную «картинку», а не занимаются изучением натуры. Совершенно правильно писал П. П. Чистяков, что главная задача академических заданий по рисунку и живописи всесторонний анализ формы: «Преподавание в Академии должно идти не по произволу каждого художника, более или менее маньериста, а по законам, лежащим в натуре, нас окружающей, и с полными доказательствами, на все ясными. Самые существенные основания высокого искусства держатся на двух необходимых для живописи науках: на анатомии и перспективе. Одна учит познанию всего строя органического живого. Другая же существует везде, в каждой малейшей форме, частице всего нас окружающего, учит правильному передаванию на плоскости всего виденного глазом. Преподаватели анатомии и перспективы передают теории этих наук. Преподаватели же живописцы, то есть профессора, научают молодых людей в классах применять науки эти на практике, на деле».
Последовательность изучения анатомии, как и любого другого раздела программы, должна следовать строгой постепенности усложнения задач. В старой Академии художеств курс анатомии включал три раздела; остеологию, миологию и ангиологию. В этом заключалась известная планомерность обучения, прослеживалась четкая и ясная система в овладении знаниями. Изучал остеологию, начинающий знакомился с канонами пропорций, размерами и характером формы костей. Он проверял все это на античных скульптурах, которые рисовал на первой ступени обучения; затем эти знания закреплялись при изображении живой натуры. Миология знакомила ученика с мышечным покровом. Детально штудируя живую натуру, он запоминал характер формы, места крепления и работу мышц. Ангиология указывала, как располагаются кровеносные сосуды у человека, что помогала ученику правильно прорисовывать детали формы живого человека.
Нередко начинающие рисовальщики отказываются от детальной штудировки натуры, объясняя это боязнью натурализма. Некоторые современные художники настолько напуганы натурализмом, что всякое детальное штудирование натуры рассматривают как порок и, наоборот, излишнюю недоработку, незавершенность рассматривают как элемент живописности, свободы, непосредственности. Мы считаем, что детальная проработка формы в учебном рисунке должна быть обязательной. Под детализацией формы понимается не перечисление всех деталей, а выявление тех, которые помогают яснее выразить характер основной формы.
В процессе освоения рисунка фигуры человека студент не сразу усваивает весь объем знаний по анатомии; он получает и усваивает их небольшими порциями, с одновременным усвоением навыков построения изображения. В академическом рисунке изучение анатомии проходит в той последовательности, которая диктуется учебной программой и задачами академического рисунка, а также той системой и методикой построения изображения, которым следует педагог.
0 комментариев