Рисунок фигуры человека: часть третья

Одна из первых задач, которая стоит перед студентами, – это правильно поставить фигуру, найти устойчивое положение. Так как положение человеческого тела обусловлено определенной закономерностью расположения частей, студент должен определенно знать, в каких случаях фигура будет устойчивой.
Положение оси центра тяжести человеческой фигуры определяется при помощи вертикальной прямой, опущенной от яремной ямки или от седьмого шейного позвонка к пятке. При каждом положении человеческого тела вертикальная прямая проходит через определенные опорные точки. Рассмотрим два наиболее характерных положения фигуры, стоящей на двух ногах и на одной.
Если человек стоит на двух нога, то отвесная линия от яремной ямки пройдет через середину торса и остановится между пятками.
Устойчивость равновесия любой человеческой фигуры, стоящей с упором на одну ногу, определяется отвесной (вертикальной) прямой, опущенной от яремной ямки к пятке ноги на которой стоит человек, а сзади – от седьмого шейного позвонка (рис. 102).
Если человек стоит прямо (ноги вместе или врозь), то оси тазового и плечевого пояса горизонтальны и параллельны. Если человек стоит с упором на одну ногу, то ось плечевого пояса имеет движение, противоположное тазобедренному.
Части человеческого тела для равномерного распределения тяжести располагаются в определенной закономерности. Например, человек сделал винтообразное движение (полуоборот). Что бы сохранять равновесие, все части тела начинают перемещаться: голова повернулась влево, плечевой пояс – вправо, таз и бедро – в противоположную сторону, колени в одну сторону, а пятки – в другую. Это не случайное, а строго закономерное распределение частей. При подобных движениях всегда рисуется одна и та же схема.
Законам равновесия тел много внимания уделял Леонардо да Винчи. Французский художник Н. Пуссен, изучив его труды, сделал ряд рисунков, иллюстрирующих законы равновесия.
Следующая задача, которая стоит перед студентом, – это определение пропорций.
Фигура человека представляет собой гармоническое сочетание различных форм, поэтому знание пропорций дает возможность рисующему точно находить размеры отдельных частей. На основе изучения многих литературных источников мы предлагаем схему-рисунок закономерностей строения человеческой фигуры и ее пропорций (рис. 103).


Знание этой закономерности и позволяет студенту избежать многих ошибок. Например, изображая сидящего человека, студенты обычно рисуют очень большой торс и маленькие ноги (от коленного сустава до основания пола). Деление же фигуры на три равные части избавляет студента от подобных ошибок.
0 комментариев