Рисунок фигуры человека: часть третья

Рисунок, как обычно, начинается с композиционного размещения изображения на листе бумаги. Одновременно улавливается общий характер формы и движение масс. Как только появился легкий намек на натуру, сразу же приступаем к построению рисунка фигуры человека в соответствен с анатомическими законами. Здесь перед студентом встают одновременно две задачи: правильно поставить фигуру, чтобы она крепко стояла на ногах и не заваливалась в какую-либо сторону; правильно установить пропорциональные соотношения между частями человеческого тела. Решение этих задач поможет малоопытному рисовальщику хорошо справиться с композицией рисунка. Как правило, у начинающих рисунок не умещается на листе бумаги – то голова частично срезана, то негде рисовать ступни ног. Это происходит от того, что они не знают закономерностей пропорционального членения фигуры на части.

Одна из первых задач, которая стоит перед студентами, – это правильно поставить фигуру, найти устойчивое положение. Так как положение человеческого тела обусловлено определенной закономерностью расположения частей, студент должен определенно знать, в каких случаях фигура будет устойчивой.
Положение оси центра тяжести человеческой фигуры определяется при помощи вертикальной прямой, опущенной от яремной ямки или от седьмого шейного позвонка к пятке. При каждом положении человеческого тела вертикальная прямая проходит через определенные опорные точки. Рассмотрим два наиболее характерных положения фигуры, стоящей на двух ногах и на одной.

Если человек стоит на двух нога, то отвесная линия от яремной ямки пройдет через середину торса и остановится между пятками.
Устойчивость равновесия любой человеческой фигуры, стоящей с упором на одну ногу, определяется отвесной (вертикальной) прямой, опущенной от яремной ямки к пятке ноги на которой стоит человек, а сзади – от седьмого шейного позвонка (рис. 102).
Если человек стоит прямо (ноги вместе или врозь), то оси тазового и плечевого пояса горизонтальны и параллельны. Если человек стоит с упором на одну ногу, то ось плечевого пояса имеет движение, противоположное тазобедренному.

Части человеческого тела для равномерного распределения тяжести располагаются в определенной закономерности. Например, человек сделал винтообразное движение (полуоборот). Что бы сохранять равновесие, все части тела начинают перемещаться: голова повернулась влево, плечевой пояс – вправо, таз и бедро – в противоположную сторону, колени в одну сторону, а пятки – в другую. Это не случайное, а строго закономерное распределение частей. При подобных движениях всегда рисуется одна и та же схема.

Законам равновесия тел много внимания уделял Леонардо да Винчи. Французский художник Н. Пуссен, изучив его труды, сделал ряд рисунков, иллюстрирующих законы равновесия.
Следующая задача, которая стоит перед студентом, – это определение пропорций.
Фигура человека представляет собой гармоническое сочетание различных форм, поэтому знание пропорций дает возможность рисующему точно находить размеры отдельных частей. На основе изучения многих литературных источников мы предлагаем схему-рисунок закономерностей строения человеческой фигуры и ее пропорций (рис. 103).
Показывая пропорциональное членение фигуры на части, мы исходим от закономерности анатомического строения человеческого тела и отмечаем на рисунке, в каких местах фигура членится на части. Прежде всего фигуру человека можно разделить на две равные части по лобковой кости (рис. 103, а). Зная эту закономерность, начинающий уже в самом начале построения может точно определить размеры своего рисунка на листе бумаги, а в дальнейшем вести работу от общего к деталям. С методической точки зрения это очень важный и серьезный момент в построении изображения. Обычно студент начинает рисунок фигуры с головы, затем подрисовывает торс, руки и ноги. Начиная проверять пропорции, он вдруг видит, что ноги по отношению к торсу очень длинные; он начинает стирать рисунок – укорачивает ноги, но в дальнейшем приходит к выводу, что, пожалуй, и голова немного велика и ее надо уменьшить, – стирает голову и рисует ее меньше. В результате ученик нарушает композицию рисунка и мучается в определении пропорций. Голова человека по длине всей фигуры укладывается от семи до восьми раз, в данном случае мы определяем 7,5.
Фигуру человека можно разделить и на три равные части по следующим местам: от оси плечевого пояса до оси тазобедренного сустава; от оси тазобедренного сустава до коленного; от коленного сустава до основания стопы. Показывая на скелете эти места, мы точно указываем, где проходит линия плечевого пояса, тазобедренного и коленного. Ориентирами основных осей являются оси скелета. Линия оси плечевого пояса проходит в местах соприкосновения ключиц и кости плеча (рис, 103, б); тазобедренная ось проходит у верхнего края выступа наружного вертела, а линия оси коленного сустава проходит между костями бедра и большой берцовой. Эту закономерность отмечал в своем трактате и А. Дюрер (рис. 104).

Знание этой закономерности и позволяет студенту избежать многих ошибок. Например, изображая сидящего человека, студенты обычно рисуют очень большой торс и маленькие ноги (от коленного сустава до основания пола). Деление же фигуры на три равные части избавляет студента от подобных ошибок.

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.