Рисунок фигуры человека: часть шестая

Как уже отмечалось, студент должен прежде всего хорошо усвоить академическую сторону дела. Творческую сторону не поздно будет развить и после окончания учебного заведения. Если же студии выйдет из высшего учебного заведения без твердых знаний, без школы, то в последствии получить знания будет гораздо сложнее. Поэтому, рисуя фигуру человека, студенты должны не только изучать находящуюся перед ними натуру, но и пользоваться анатомическими таблицами, рисунками, муляжами, проверять, как данная мышца располагается на теле в состоянии того или иного напряжения, какова должна быть ее форма и т. п.

Особое внимание всегда необходимо уделять рисунку деталей. Студенты, как правило, слабо владеют рисунком кистей рук, ступней ног. Здесь нужна своя методика и система обучения.

С первоначальным этапом построения формы рук и ног студенты справляются довольно легко, но когда дело доходит до детальной проработки рисунка, то подавляющее большинство начинает недопустимо искажать анатомическую структуру.

Основная причина этого заключается в том, что, сделав предварительный набросок руки или ноги, студент начинает сразу пассивно срисовывать все, что видит в натуре, не думая о закономерности строения формы. Например, ученик рисует обнаженную фигуру человека. Руку натурщика он нарисовал с грубыми анатомическими ошибками. Педагог, заметив ошибку, указывает на нее студенту, а иногда для большей ясности выправляет рисунок. Обычно студенту кажется, что его ошибка заключалась в том, что он не совсем точно дал линейный абрис локтевого сустава (так как там педагог выправлял рисунок) и не совсем убедительно передал тоном объем и форму руки. Иначе говоря, студент убежден, что у него не было серьезных ошибок в рисунке; ему кажется, что у педагога острее глаз и он лучше улавливает характер формы. На деле же студент просто не знает анатомического строения руки. При обычном положении руки, кости предплечья перекрещены, т. е. когда кисть руки тыльной стороной обращена вперед, кости находятся в положении пронации (рис. 112, в). Когда кисть руки обращена ладонью вперед, то лучевая и локтевая кости параллельны друг другу; такое положение называется положением супинапии (рис. 112, а). Этим диктуется закономерное расположение мыщелков и мышц, определенный абрис формы. Студенту необходимо по анатомической таблице проследить закономерность анатомического строения формы, а затем на скелете проверить истинность данного положения. После линейно-конструктивного выражения формы необходимо контурной линией уточнить выступы суставов, а затем перейти к внимательному наблюдению за расположением складок кожи.

Кожный покров, морщины помогают подчеркнуть характер формы; если складки кожи и морщины изображены на месте, они ярче выражают анатомическую структуру. Это нам убедительно доказывают рисунки А. Дюрера (рис. 113, 114).

В дальнейшем рисуют одетую человеческую фигуру. При этом особое внимание обращают на структуру складок одежды (рис. 115). Уже на первом сеансе нужно наметить основные положения складок на фигуре человека, выделить складки, наиболее характерные для данного положения тела. Если студент не сделает этого сразу, а будет рисовать по частям, то в дальнейшем он будет «сбивать» рисунок.

Складки на одежде человека, естественно, меняются. Так, после перерыва, когда натурщик вновь становится в прежнюю позу, складки на одежде принимают иную форму, однако их основные направления у сгиба колен, у локтей сохраняются. Чтобы научиться быстро схватывать характер складок, нужно, наряду с длительным рисунком, делать кратковременные наброски.

Источник: Ростовцев Н.Н. «Академический рисунок», 1984 г.

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.