Рисунок фигуры человека: часть пятая

Особое значение в обучении рисованию с натуры уделяется большой форме, умению выявлять главное. Здесь необходимы специальные задания. Метод обобщения особенно важен при объяснении закономерностей перспективного изображения формы на плоскости. Такой метод позволяет студенту быстрее и легче усваивать законы перспективы. Обычно при изображении человеческой фигуры студент вообще не думает о перспективе даже тогда, когда рисует фигуру в ракурсе.

Принцип изображения большой формы очень помогает рисующему в работе над рисунком. Профессора старой Академии художеств уделяли этому серьезное внимание, что доказывает рисунки воспитанников Академий. А. Е. Егоров, передавая в рисунке большую форму средствами светотени, умышленно подчеркивает ее на ягодицах, на согнутой руке, на ногах (рис. 109). Художник как бы рубит форму, он идет методом скульптора, намечая вначале большую форму, а затем приступает к деталям. То же мы видим и на рисунке А. Иванова (рис. 110), где даже наложение штриха идет по большой форме.

Педагогическая практика показывает, что не всегда учебный материал усваивается студентами достаточно глубоко. Иногда бывает так. Преподаватель подробно объяснял закономерности конструктивного и анатомического строения формы, показывал схемы, чертежи и репродукции, вычерчивал на отдельных листах схемы строения узлов (локтевого, коленного, запястья). На вопросы педагога студенты давали вполне правильные ответы. Может показаться, что учебный материал усвоен хорошо. Однако, когда они приступают к рисунку, обнаруживается, что очень многие студенты не справляются с работой, не могут применить полученные знания на практике. И здесь на помощь начинающим должны прийти специальные упражнения, цель которых – не только понять смысл, но и усвоить на тот или иной момент построения формы, как это делают музыканты, штудируя тот или иной пассаж. Вот почему студентам необходимо вначале выполнить ряд заданий только на линейно-конструктивное построение.

На рисунке 111 дан пример подобных упражнений. Поняв метод построения линейно-конструктивного изображения формы головы, студент продолжает придерживаться этого принципа и при изображении всей фигуры. Здесь он в начале построения изображения сосредоточивает внимание на выявлении большой формы согласно законам перспективы. Изображение наносится легкими линиями, выявляется обобщенная форма основных масс.
Приступая к тональной проработке формы, ученик должен по возможности точно передать анатомическое строение формы, чтобы «светик не зря» был «положен, а по форме кости и сознательно», как писал П. П. Чистяков.

Нередко рисунки, в которых делался упор на аналитическую сторону, получаются сухими, схематичными, в них мало жизни, экспрессии. А для художника ведь важно дать не протокольное изображение, например, руки, а живой, вдохновенный образ. Здесь пугаются задачи творческого и учебного рисунка. Если студент правильно понял то, что ему объяснил педагог, то можно рисовать форму без утрированного показа анатомических особенностей. Однако студент должен, рисуя живую форму руки, линиями указывать те малейшие изгибы формы, которые читаются по натуре, подчеркивать ту конструктивную структуру формы, которая характерна для данной модели.

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.