Рисунок фигуры человека: часть пятая

Принцип изображения большой формы очень помогает рисующему в работе над рисунком. Профессора старой Академии художеств уделяли этому серьезное внимание, что доказывает рисунки воспитанников Академий. А. Е. Егоров, передавая в рисунке большую форму средствами светотени, умышленно подчеркивает ее на ягодицах, на согнутой руке, на ногах (рис. 109). Художник как бы рубит форму, он идет методом скульптора, намечая вначале большую форму, а затем приступает к деталям. То же мы видим и на рисунке А. Иванова (рис. 110), где даже наложение штриха идет по большой форме.
Педагогическая практика показывает, что не всегда учебный материал усваивается студентами достаточно глубоко. Иногда бывает так. Преподаватель подробно объяснял закономерности конструктивного и анатомического строения формы, показывал схемы, чертежи и репродукции, вычерчивал на отдельных листах схемы строения узлов (локтевого, коленного, запястья). На вопросы педагога студенты давали вполне правильные ответы. Может показаться, что учебный материал усвоен хорошо. Однако, когда они приступают к рисунку, обнаруживается, что очень многие студенты не справляются с работой, не могут применить полученные знания на практике. И здесь на помощь начинающим должны прийти специальные упражнения, цель которых – не только понять смысл, но и усвоить на тот или иной момент построения формы, как это делают музыканты, штудируя тот или иной пассаж. Вот почему студентам необходимо вначале выполнить ряд заданий только на линейно-конструктивное построение.

Приступая к тональной проработке формы, ученик должен по возможности точно передать анатомическое строение формы, чтобы «светик не зря» был «положен, а по форме кости и сознательно», как писал П. П. Чистяков.

0 комментариев