Рисунок фигуры человека: часть четвертая

Изучение закономерностей строения форм человеческого тела должно служить тому, чтобы сделать восприятие природы более легким, чтобы художник видел и понимал, чем обусловлен характер формы натуры.
Изучая анатомическое строение человеческого тела, студент должен прежде всего правильно понять и четко запомнить особенности костной основы, затем характер, формы и местоположения мышц и, наконец, опорные точки костно-мышечной структуры. На них он будет опираться при изображении человеческой фигуры.
Раскрывая последовательность работы над рисунком, мы одновременно отмечаем и научно-теоретические основы учебного рисунка, чтобы студент понимал, что он должен усвоить и выполнить на данном этапе работы.

копировать светлые и темные пятна, которые увидел на натуре, не давая себе отчета, чем они обусловлены. В результате вместо выпуклости он изобразил впадину (это место было темного цвета – цвет кожи) и наоборот, потому что около впадины был блик.
Большое значение в построении формы человеческого тела мы по-прежнему уделяем выявлению конструктивной основы, обоснование которой дает анатомическая структура костей и мышц. Выражая линейно-конструктивную схему строения человеческой фигуры, за основу берут наиболее характерные и постоянные возвышения и углубления на человеческом теле. Так, рисунок схемы торса опирается на яремную ямку, мечевидный отросток, лобковую кость, акромиальные отростки, на прямые мышцы живота и край грудной клетки.
Как в линейно-конструктивной схеме головы, так и в схеме человеческой фигуры каждая линия указывает начинающему определенные места – расположение костей и мышц, а также характер формы мышечных групп. Например, расположение мышц грудной клетки, прямых и косых мышц живота дает определенную схему (рис. 107).


Схема построения верхнего плечевого пояса, если смотреть на нее сверху, имеет вид ромба. Сторонами этого ромба служат лопатки и ключицы. Диагоналями являются линии: соединяющая концы акромиальных отростков и линия, идущая вниз от седьмого шейного позвонка к яремной ямке. В середине этого ромба располагается шея. Верхний плечевой пояс – самая подвижная часть человеческого тела; он прекрасно виден на живой натуре и является основным объектом изучения.
При обучении рисованию фигуры человека процесс построения изображения по-прежнему членится на отдельные этапы, и студент постепенно усваивает каждый из них.
Изображая детали фигуры, студент должен также обращать внимание на линейно-конструктивное построение. При линейно-конструктивном построении изображения формы на плоскости рисующий должен думать об объеме, о светотени; намечая линией границу поверхности формы, он в то же время намечает и границу светотени, т. е. идет от линейно-конструктивного рисунка к светотеневому.
0 комментариев