Рисунок фигуры человека: часть четвертая

Кроме того, рисующему полезно знать соразмерность отдельных частей человеческого тела. В старинных руководствах часто указывались единые размеры для различных частей тела. На рисунках 105 и 106 показано, что размер ладони равен лицу, двуглавая мышца руки (бицепс) – ягодицам и т. д.
Изучение закономерностей строения форм человеческого тела должно служить тому, чтобы сделать восприятие природы более легким, чтобы художник видел и понимал, чем обусловлен характер формы натуры.
Изучая анатомическое строение человеческого тела, студент должен прежде всего правильно понять и четко запомнить особенности костной основы, затем характер, формы и местоположения мышц и, наконец, опорные точки костно-мышечной структуры. На них он будет опираться при изображении человеческой фигуры.
Раскрывая последовательность работы над рисунком, мы одновременно отмечаем и научно-теоретические основы учебного рисунка, чтобы студент понимал, что он должен усвоить и выполнить на данном этапе работы.

Отсутствие теоретических знаний толкает студента к пассивному срисовыванию, к бессмысленному копированию натуры. Например, студент рисует обнаженную фигуру человека, соблюдая методическую последовательность построения изображения. Он начал с изображения общей формы модели и перешел к детальной проработке формы: однако, вместо того чтобы заняться тщательным анализом анатомического строения фигуры, он начал
копировать светлые и темные пятна, которые увидел на натуре, не давая себе отчета, чем они обусловлены. В результате вместо выпуклости он изобразил впадину (это место было темного цвета – цвет кожи) и наоборот, потому что около впадины был блик.

Большое значение в построении формы человеческого тела мы по-прежнему уделяем выявлению конструктивной основы, обоснование которой дает анатомическая структура костей и мышц. Выражая линейно-конструктивную схему строения человеческой фигуры, за основу берут наиболее характерные и постоянные возвышения и углубления на человеческом теле. Так, рисунок схемы торса опирается на яремную ямку, мечевидный отросток, лобковую кость, акромиальные отростки, на прямые мышцы живота и край грудной клетки.
Как в линейно-конструктивной схеме головы, так и в схеме человеческой фигуры каждая линия указывает начинающему определенные места – расположение костей и мышц, а также характер формы мышечных групп. Например, расположение мышц грудной клетки, прямых и косых мышц живота дает определенную схему (рис. 107).

Таким образом, линейно-конструктивный рисунок является первоосновой, в которой уже определенно выражено то, что получит свое завершение в законченном рисунке. На рисунках воспитанников старой академии ясно видны схемы расположения косых и прямых мышц живота, характер грудных мышц и расположения костей грудной клетки, В начале построения изображение дается схематично, упрощенно, но, постепенно развиваясь, принимает новые формы, более живые и экспрессивные. Примером этого может служить рисунок К. П. Брюллова (рис. 108). В его основу была положена конструктивная схема строения человеческой фигуры. Если внимательно посмотреть на грудную клетку, живот, то будут ясно видны едва заметные линии конструктивной схемы. Вначале художник наметил схему, а затем стал уточнять характер форм по натуре и придавать им реальную форму живого тела.

Особое внимание приходится уделять «увязке» отдельных частей человеческого тела. Необходимо, прежде всего, указать на связь основных форм: головы с шеей и плечевым поясом, торса с конечностями, т. е. правильно поместить голову на плечах, а торс на бедрах. Например, при объяснении особенностей строения верхнего плечевого пояса по натуре или по скелету многие студенты не понимают, о чем идет речь. Они не понимают, что значит «привязать» голову и шею к плечевому поясу. Натура рассеивает внимание неопытного рисовальщика. Если же вычертить схему построения акромиально-клювовидного свода, студенты начинают видеть все это на натуре.

Схема построения верхнего плечевого пояса, если смотреть на нее сверху, имеет вид ромба. Сторонами этого ромба служат лопатки и ключицы. Диагоналями являются линии: соединяющая концы акромиальных отростков и линия, идущая вниз от седьмого шейного позвонка к яремной ямке. В середине этого ромба располагается шея. Верхний плечевой пояс – самая подвижная часть человеческого тела; он прекрасно виден на живой натуре и является основным объектом изучения.

При обучении рисованию фигуры человека процесс построения изображения по-прежнему членится на отдельные этапы, и студент постепенно усваивает каждый из них.
Изображая детали фигуры, студент должен также обращать внимание на линейно-конструктивное построение. При линейно-конструктивном построении изображения формы на плоскости рисующий должен думать об объеме, о светотени; намечая линией границу поверхности формы, он в то же время намечает и границу светотени, т. е. идет от линейно-конструктивного рисунка к светотеневому.

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.