Объемные формы: ведро, бидон, скворечник, бочка, воронка, мяч и т. п., имеющие в основе то или иное геометрическое тело – цилиндр, конус, призму, пирамиду, шар и т. п., представляют некоторое затруднение для начинающего рисовать только потому, что он недостаточно ясно анализирует основную форму того или иного предмета. Рекомендуется проделать следующую работу перед рисованием объемных форм. Берем обыкновенный обруч от кадки, повесим его в горизонтальном положении на уровне груди или заставим кого-нибудь держать перед рисующими; зарисуем I положение, затем обруч передвинем над уровнем головы – II положение, еще выше – III, на вытянутых руках – IV и т. д., – мы получим следующие рисунки (рис. 20, I–VI), из которых видим, что форма круга (в плане) уже превратилась в эллипс более или менее узкий, в зависимости от того, в каком положении круг находится ближе к уровню нашего глаза или ниже или выше его. Такое упражнение нужно проделать в вертикальном и горизонтальном направлениях, оно дает возможность лучше усвоить, что основание всякого предмета в плане – круг –превращается в эллипс, то узкий, то широкий. Рисунок 21 I–IV показывает нам данные сокращения на предметах ведра и бидона. Рис. 21 I–III дает вначале «схему» – прямоугольник, а затем уже (рис. 21, II и IV) превращает данную фигуру в объемную форму. (Сокращение основания предмета – круга в эллипс.)
Читать дальше «Основы графической грамотности: часть вторая» →