Основы графической грамотности: часть вторая


Рекомендуется прорисовать квадратный кусок картона, стекла и т. п., чтобы проверить это явление на практике.
После этих упражнений чайный стакан или обыкновенное цилиндрической формы ведро могут служить моделью для рисования, во втором случае – спичечная коробка, ящик и т. п. Для большой аудитории важно иметь модель крупную и ясную по окраске, для индивидуальных занятий можно ограничиться небольшим предметом, рисунки же рекомендуется делать крупные, в них лучше видны недочеты в работе.
Светотень, рефлекс, необходим в рисунке для того, чтобы лучше выразить и понять объемную форму, которая в линейном выражении не дает полного представления о предмете. Светотень и рефлекс замечаются нами на предмете, если предмет освещен с какой-нибудь стороны. Легче заметить теневую сторону предмета и труднее рефлекс.
Тень на предмете есть неосвещенная источником света часть предмета, рефлекс –отраженный свет, попавший на данный предмет от соседнего предмета. Его можно усилить, Поднеся к предмету со стороны рефлекса белый кусок бумаги (экран), благодаря чему тень на предмете уменьшается.

Перспектива. Как изобразить предмет так на плоскости, чтобы он казался уходящим «вглубь», или, правильнее, в перспективу? Для этого нужно усвоить себе следующие положения: 1) все уходящие от нас параллельные линии под углом в 90° к нашей грудной клетке в вертикальном положении сходятся в одной центральной точке на линии зрительного горизонта (уровень нашего глаза); 2) все другие параллельные линии под другим углом сходятся вправо или влево от центральной точки, в зависимости от направления на том же горизонте в своих точках.
Представим себе линию железной дороги (рис. 23). В центре – полотно железнодорожной линии, слева – тропинка с пешеходом и линией телеграфных столбов, справа – поле с копнами сена. Горизонт (зрительный) взят на рисунке довольно высоко (линия А–Б. См. рис. 23).

Под этим перспективным изображением находится план данного рисунка, его горизонтальная проекция. Сравнивая эти два построения, «плановое» и «перспективное», мы легко уясняем сущность этих изображений.
Математически точно можно построить линии телеграфных столбов и аналогичного рода задачу, пользуясь законами геометрии.
Берем 1-й телеграфный столб, учитывая его высоту и расстояние от линии, пользуясь масштабом фигуры пешехода, шпалой и т. п. Второй столб по расстоянию рисуем произвольно, опять при учете его расстояния в натуре. Для определения высоты второго столба проводим линии от основания и вершины в главную точку на горизонте, где сходятся линии железной дороги: для определения места 3-го столба мы строим диагонали а, b, c, d, между 1-м и 2-м столбами, через точку пересечения М этих диагоналей прозодим линию М–Н на горизонт в ту же главную точку схода. Теперь через точку пересечения О новой линии со 2-м столбом мы проводим линию К–Л от основания первого столба до пересечения с линией, идущей через вершины 1-го и 2-го столбов. Новая точка Л и будет вершиной третьего столба, если мы из нее проведем параллельную линию второму столбу. Так же можно «найти» и 4-й столб и т. д., только здесь уже линия проводится от основания 2-го столба, 3-го и т. д.
Как построить фигуру пешехода в любой точке в перспективе данного рисунка? Построение фигуры пешехода, если он идет параллельно линии железной дороги, не представляет уже труда, раз мы усвоили построение телеграфных столбов, но для того, чтобы вынести фигуру вправо или влево с данной параллельной линии, пользуются следующим способом: от основания и вершины фигуры человека проводят в главную точку схода линии, так же как и при нахождении телеграфных столбов, а затем на любой точке этих линий определяют высоту фигуры пешехода, которая находится как раз на параллельной линии зрительному горизонту или основанию картины (см. рис. 23). Точно так же можно определить высоту любого предмета в любой точке на рисунке, если предметы в действительности одинаковы.
Прекрасным пособием для уяснения перспективного построения является квадратный кусок стекла размером от 20 см и больше или просто оконная рама, на стекле которой рисуют кусочком мела, не изменяя положения головы, те предметы, которые видны за стеклом. Кусок стекла дает возможность лучше с ним маневрировать во время работы, чем неподвижная оконная рама. Работа со стеклом для уяснения законов перспективы может быть введена, начиная со старших групп I ступени и кончая ФЗУ и ШКМ, где задачи будут ставиться по перспективе, только сложнее.


Тень образуется от всякого предмета со стороны, противоположной свету. На рис. 25 (5–6) дан предмет и источник света. Размер тени находится при помощи касательной, которая проходит от вершины источника света (6) через вершину предмета (5) до пересечения с плоскостью земли по линии, проходящей через точки Б и С. Расстояние А–С и будет искомая тень.
Если свет в центре по отношению к предметам, то тень от предметов будет находиться по радиусам, которые проходят через основание источника света и предмета, отбрасывающего тень.
Смотрите также первую часть статьи.
Статья из «Педагогической энциклопедии», 1927 г.
0 комментариев