Основы графической грамотности: часть вторая

Объемные формы: ведро, бидон, скворечник, бочка, воронка, мяч и т. п., имеющие в основе то или иное геометрическое тело – цилиндр, конус, призму, пирамиду, шар и т. п., представляют некоторое затруднение для начинающего рисовать только потому, что он недостаточно ясно анализирует основную форму того или иного предмета. Рекомендуется проделать следующую работу перед рисованием объемных форм. Берем обыкновенный обруч от кадки, повесим его в горизонтальном положении на уровне груди или заставим кого-нибудь держать перед рисующими; зарисуем I положение, затем обруч передвинем над уровнем головы – II положение, еще выше – III, на вытянутых руках – IV и т. д., – мы получим следующие рисунки (рис. 20, I–VI), из которых видим, что форма круга (в плане) уже превратилась в эллипс более или менее узкий, в зависимости от того, в каком положении круг находится ближе к уровню нашего глаза или ниже или выше его. Такое упражнение нужно проделать в вертикальном и горизонтальном направлениях, оно дает возможность лучше усвоить, что основание всякого предмета в плане – круг –превращается в эллипс, то узкий, то широкий. Рисунок 21 I–IV показывает нам данные сокращения на предметах ведра и бидона. Рис. 21 I–III дает вначале «схему» – прямоугольник, а затем уже (рис. 21, II и IV) превращает данную фигуру в объемную форму. (Сокращение основания предмета – круга в эллипс.)

То же самое происходит и с основанием, если оно квадратное (призматический или кубический предмет): оно становится то трапецией, если оно находится как раз против зрителя, то ромбовидным, если вправо или влево от него.
Рекомендуется прорисовать квадратный кусок картона, стекла и т. п., чтобы проверить это явление на практике.
После этих упражнений чайный стакан или обыкновенное цилиндрической формы ведро могут служить моделью для рисования, во втором случае – спичечная коробка, ящик и т. п. Для большой аудитории важно иметь модель крупную и ясную по окраске, для индивидуальных занятий можно ограничиться небольшим предметом, рисунки же рекомендуется делать крупные, в них лучше видны недочеты в работе.

Светотень, рефлекс, необходим в рисунке для того, чтобы лучше выразить и понять объемную форму, которая в линейном выражении не дает полного представления о предмете. Светотень и рефлекс замечаются нами на предмете, если предмет освещен с какой-нибудь стороны. Легче заметить теневую сторону предмета и труднее рефлекс.
Тень на предмете есть неосвещенная источником света часть предмета, рефлекс –отраженный свет, попавший на данный предмет от соседнего предмета. Его можно усилить, Поднеся к предмету со стороны рефлекса белый кусок бумаги (экран), благодаря чему тень на предмете уменьшается.

Тени и рефлекс определяются формой предмета. Если форма предмета смешанная (см. рис. 22 I–III), то и тень будет иметь смешанную форму. По кривой поверхности и направление тени будет кривое, по прямой – прямое.

Перспектива. Как изобразить предмет так на плоскости, чтобы он казался уходящим «вглубь», или, правильнее, в перспективу? Для этого нужно усвоить себе следующие положения: 1) все уходящие от нас параллельные линии под углом в 90° к нашей грудной клетке в вертикальном положении сходятся в одной центральной точке на линии зрительного горизонта (уровень нашего глаза); 2) все другие параллельные линии под другим углом сходятся вправо или влево от центральной точки, в зависимости от направления на том же горизонте в своих точках.

Представим себе линию железной дороги (рис. 23). В центре – полотно железнодорожной линии, слева – тропинка с пешеходом и линией телеграфных столбов, справа – поле с копнами сена. Горизонт (зрительный) взят на рисунке довольно высоко (линия А–Б. См. рис. 23).

Под этим перспективным изображением находится план данного рисунка, его горизонтальная проекция. Сравнивая эти два построения, «плановое» и «перспективное», мы легко уясняем сущность этих изображений.
Математически точно можно построить линии телеграфных столбов и аналогичного рода задачу, пользуясь законами геометрии.

Берем 1-й телеграфный столб, учитывая его высоту и расстояние от линии, пользуясь масштабом фигуры пешехода, шпалой и т. п. Второй столб по расстоянию рисуем произвольно, опять при учете его расстояния в натуре. Для определения высоты второго столба проводим линии от основания и вершины в главную точку на горизонте, где сходятся линии железной дороги: для определения места 3-го столба мы строим диагонали а, b, c, d, между 1-м и 2-м столбами, через точку пересечения М этих диагоналей прозодим линию М–Н на горизонт в ту же главную точку схода. Теперь через точку пересечения О новой линии со 2-м столбом мы проводим линию К–Л от основания первого столба до пересечения с линией, идущей через вершины 1-го и 2-го столбов. Новая точка Л и будет вершиной третьего столба, если мы из нее проведем параллельную линию второму столбу. Так же можно «найти» и 4-й столб и т. д., только здесь уже линия проводится от основания 2-го столба, 3-го и т. д.

Как построить фигуру пешехода в любой точке в перспективе данного рисунка? Построение фигуры пешехода, если он идет параллельно линии железной дороги, не представляет уже труда, раз мы усвоили построение телеграфных столбов, но для того, чтобы вынести фигуру вправо или влево с данной параллельной линии, пользуются следующим способом: от основания и вершины фигуры человека проводят в главную точку схода линии, так же как и при нахождении телеграфных столбов, а затем на любой точке этих линий определяют высоту фигуры пешехода, которая находится как раз на параллельной линии зрительному горизонту или основанию картины (см. рис. 23). Точно так же можно определить высоту любого предмета в любой точке на рисунке, если предметы в действительности одинаковы.

Прекрасным пособием для уяснения перспективного построения является квадратный кусок стекла размером от 20 см и больше или просто оконная рама, на стекле которой рисуют кусочком мела, не изменяя положения головы, те предметы, которые видны за стеклом. Кусок стекла дает возможность лучше с ним маневрировать во время работы, чем неподвижная оконная рама. Работа со стеклом для уяснения законов перспективы может быть введена, начиная со старших групп I ступени и кончая ФЗУ и ШКМ, где задачи будут ставиться по перспективе, только сложнее.

Другой иллюстрацией перспективного построения явится рисунок 24 – 3-х скворечников. Здесь одна и та же модель (по форме приема) взята в двух разных групповых положениях. В первом случае – группа скворечников, стоящая на земле, имеет горизонт на средине каждого предмета, во втором – группа высоко находится над горизонтом. Рисунок пунктирными линиями указывает, какие здесь произошли изменения с одним и тем же предметом, в зависимости от его положения по отношению к зрительному горизонту. Обратите внимание, где дно скворечника – в плане квадрат –становится трапецией и параллелограммом и где дно видно и где оно «пропадает» при некотором положении.

Отражение и тень для начинающего рисовать являются как бы синонимами. Отражение мы наблюдаем на всякой зеркальной поверхности (вода, зеркало, стекло, полированный металл и т. п.). Отражение на рис 9 подтверждает закон: угол падения равен углу отражения. Если предмет удален от берега на некоторое расстояние, то принимается во внимание не только толщина берега, но и удаленность предмета от зеркальной поверхности (рис. 25–4).

Тень образуется от всякого предмета со стороны, противоположной свету. На рис. 25 (5–6) дан предмет и источник света. Размер тени находится при помощи касательной, которая проходит от вершины источника света (6) через вершину предмета (5) до пересечения с плоскостью земли по линии, проходящей через точки Б и С. Расстояние А–С и будет искомая тень.
Если свет в центре по отношению к предметам, то тень от предметов будет находиться по радиусам, которые проходят через основание источника света и предмета, отбрасывающего тень.

Смотрите также первую часть статьи.

Статья из «Педагогической энциклопедии», 1927 г.

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.