Основы графической грамотности: часть первая

Рисовать – значит уметь видеть не только форму предмета, но и осознать его практическое назначение. Чайник, у которого носик нарисован ниже высоты резервуара, не отвечает своему практическому назначению. Сознательный рисовальщик такой ошибки никогда не допустит. Его задача – дать не срисованный чайник, а сознательно нарисованный. (См. более подробное изложение в книге Башилов и Волков «Графическая грамота», ГИЗ, 1926 г.)

Чтобы овладеть техникой сознательного рисования, нужны некоторые условия для работы, не требующие затраты больших средств.
Рисовать можно всем: карандашом, углем, мелом, красками: акварельными, клеевыми, масляными, сухими и т. п., и на материале самом различном, начиная с простой оберточной бумаги, дешевого картона и кончая фанерой или простой доской (подробнее о материале будет сказано ниже).

Необходимым условием для правильной установки руки и глаза, которые играют существенную роль в рисовании, является положение рисующего (рисунок 17). Рисунок дает нам наглядное представление о том, как надо сидеть во время рисования.
Подставка, на которой рисуют, может быть легко сделана даже учеником старших групп 1 ступени. Ее размеры указаны на рисунке. Поле, к которому прикрепляется на подставке рисунок, делается или из фанеры, или из толстого картона. Ножки подставки прикрепляются к ее полю при помощи обыкновенных петель.
Если же где есть при школе (II ст., ФЗУ и ШКМ) столярная мастерская, то там такие подставки с соответствующими портативными табуретками сделать не представляет никакого труда. Данная подставка дает возможность удобно и целесообразно работать не только в классе, но и вне его.

Кроме положения тела рисующего во время работы, еще очень важно положение и карандаша в руке рисующего. Обычно держат начинающие рисовать карандаш, как перо при письме. Такое положение карандаша неправильно: оно затрудняет свободное движение руки. Положение карандаша в руке для больших линий (длинных) должно быть таким, как показано на рисунке 18. Начинать рисовать лучше с предметов двух измерений – листьев, которые просты по форме и осенью богаты по окраске.
Лист тополя или сирени может быть первой натурой для рисования всеми изобразительными средствами: карандашом, акварелью, мелом, углем и т. п.

Установим правила или, как говорят художники, «подход к натуре». Эти правила являются основными для всякого рисунка, независимо от сложности его, и их необходимо хорошенько усвоить.
Основная форма листа – тополя (рис. 19 а) – треугольник с определенным отношением высоты к основанию. Рисуем этот треугольник смелыми линиями (не отрывая, «не подталкивая» карандаш) Добьемся в рисунке-схеме тех отношений, пропорций, которые мы видим в данном листе.
Затем уже, рассматривая и изучая лист со стороны его индивидуальной формы, мы замечаем, что одна сторона его несколько шире, больше, чем другая, благодаря тем природным условиям, в которых лист развивался (рис. 19 б). Проводя среднюю жилку листа и деля треугольник на две части, чаще всего на равные, мы устанавливаем длину жилки к общей массе листа – треугольника по горизонтали и вертикали.

Во всякой работе при рисовании с натуры нужно исходить из основной формы предмета – схемы, а затем уже находить индивидуальные признаки. Так, первичной схемой в рисунке для листа тополя или сирени оказался треугольник, он же будет и для копны или стога хлеба и сена и двухскатной крыши (рис. 19 в, г), для бабочки-капустницы и цветочного горшка схема – трапеция и т. д., а затем уже идут поиски индивидуальной формы. Запомним: от общего к частному – вот основное правило рисунка, независимо от его сложности.

Очень важно для всякого начинающего рисовать развить в себе способность видеть предмет. Практика, а также и исследования в этой области говорят, что большинство «зрячих» взрослых людей по существу плохо или совсем не воспринимают зрительно целого ряда явлений (Мейман, Реския и др.). Нужно и можно развить в себе уменье видеть и наблюдать. Это качество является очень ценным и важным в жизни… «Необходимо научить ребенка воспринимать опыт других. Тут искусство может дать колоссально много. Не только надо научиться слушать речь другого, но надо научиться слушать и его интонацию, его песню, читать на его лице, читать его движения, жесты, рисунки»… Так говорит Н. К. Крупская в статье «О задачах художественного воспитания» в сб ГУС'а («Худож. воспитание в школе I ступени», 2 е изд. «Раб. Просв.», 1926 год).

Воспитать глаз, а вместе с ним и руку можно только на частых, хотя бы на очень коротких упражнениях. Они состоят в том, что вы рисуете всеми доступными вам средствами, какие есть под рукой, те предметы, которые вам хорошо знакомы по памяти, с натуры и по впечатлению, по 5 – 10-15 минут в день. И обязательно каждый день хоть 5 минут, чем один раз в неделю по 1-му часу.

Рисование по памяти состоит в том, что вы изображаете вещь, несложный предмет, лучше плоскостной (лист дерева, палитра, пенсне и т. п.), так, как вы помните его. Затем берете данный предмет и сравниваете его с рисунком, стараясь прежде всего найти в рисунке «пропорции», соотношение частей. Не нужно смущаться, что рисунок будет грязен, как будто небрежен.
Техника приходит во время работы. Замеченные недостатки вы исправляете сейчас же в первом рисунке или делаете второй рисунок с теми поправками, какие вами замечены. В начале работы такие рисунки лучше всего делать силуэтом – сплошь покрытая краской форма рисунка, начиная работу кистью «с кляксы» (пятна), а затем постепенно придавая этому пятну ту или иную форму. Для работы можно взять любую акварельную краску, а за неимением ее использовать и простые чернила.

Рисование по впечатлению. Берут несложный предмет, рассматривают его 1–2 минуты, затем убирают и приступают к рисунку. Когда запас впечатлений иссяк, снова возвращаются к натуре. Такой прием помогает быстрее «схватить» основную форму предмета в общих чертах и не увлекаться деталями в предмете. Рисование по памяти, как и по впечатлению, нужно сделать отправным в своей работе каждому начинающему рисовать. Комбинирование этих приемов сравнительно быстро устанавливает «глаз» и руку рисующего, а также помогает ему лучше уяснять конструктивную сторону в том или ином предмете (нож перочинный, нож столовый и т. п.).

Рисование с натуры как бы является следующим этапом в работе Вначале не рекомендуется длительное рисование с натуры. Пусть будут беглые наброски по 10–15 минут, и только тогда, когда глаз схватывает довольно точно пропорции, можно переходить уже к выяснению индивидуальной формы в предмете. Очень важно разнообразить материал в процессе работы. Так, уголь, мел и серая оберточная бумага будут лучшим материалом для начинающего. Уголь легко смахивается тряпкой с бумаги и поэтому допускает хорошую корректуру рисунка и более длительную проработку его. После рисунка углем и мелом (мелом наносятся светлые места в рисунке) хорошо перейти к краскам: акварельным, клеевым, темперным, а во II ст. и художественных кружках применимы и масляные краски. Возраст, степень подготовки учащегося дают руководителю возможность учесть все благоприятные моменты, чтобы разнообразить работу и сделать ее привлекательной при помощи различного материала.

Продолжение статьи во второй части.

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.