Эволюция детского рисунка


Проблемой развития детского творчества интересовался целый ряд исследователей Запада (Кершенштейнер, Левенштейн, Мейман) и России (Бакушинский, Флерина и др.) Кое-какие пути нащупаны, но до конечных выводов в области детского творчества еще очень далеко. Здесь еще нужна большая исследовательская работа при большом активном участии педагога массовой школы, который недооценивается в массе педагогически-художественного момента в детском рисунке.
Ниже кратко излагаются стадии развития детского рисунка так, как принято в настоящее время их классифицировать.
Первой стадией детского рисунка, когда ребенок в состоянии держать карандаш в руке, будет стадия штрихов. В рисунке линии идут без плана, пересекаясь, образуют неправильные овалы, эллипсы и т. д.

Иногда некоторые формы – «каракули» – у ребенка вызывают определенные ассоциации: кошка, собака, дом и т. д. (см. рис. 1 – таблица I).
За стадией «штрихов» – начало 3 года ребенка – следует стадия бесформенных изображений. Определенное стремление выразить образ, но недостаток сил «художника» не позволяет выразить его так, чтобы он был ясен каждому.
В рисунке нет общей формы. Предмет как бы разорван на части. Они рисуются постепенно, по мере их возникновения в представлении ребенка. Глаза и нос (см. рис. 2 а) вынесены за овал, которым выражено лицо.

Около 4–5 года наступает стадия схематичного изображения, которая тянется сравнительно долго. В свою очередь ее делят на ряд ступеней.
Здесь следует отметать усложнение схемы изображения. Некоторые детали предмета получают свое настоящее место (рисунок 2 в). Здесь глаза, нос и рот находятся уже приблизительно на своем месте в области овала. Данный рисунок из серии «головоноги» часто встречается в этом возрасте в детском творчестве.
Рисунок 3 – «Кролик» поражает своей остротой для 4-летнего ребенка. Внизу на рисунке ряд пересекающихся овалов и кругов того же автора.

В дальнейшем человеческая фигура принимает все более реальный образ. Туловище – овальной, квадратной, другой формы; руки, ноги, шея уже художником отмечаются в рисунке без сохранения своих пропорций, а также и число пальцев на руках может быть больше или меньше. Типичным является рисунок 4. Голова, встречающаяся во всех рисунках, имеет на лице глаза, рот и намек на нос. Ухо появляется позднее, но бывает исключение, когда ухо отмечается довольно рано, брови отмечаются реже, чем зубы. Нужно отметить способность у некоторых детей в это время давать уже рассказ в рисунке (композиция – рис. 7 – таблица II). «Катанье с горы» дано очень схематично (люди, сани), но общая идея (игра) выражена «художником». Сюда же примыкает рисунок 8, где в одной фигуре дано содержание – «человек со свечой». Рисунок сделан после беседы: «как первые люди добывали себе огонь». Этот момент «выразительности» в детском рисунке не всегда учитывается исследователями детского творчества. На нем останавливаются больше других А. Бакушинский и Шмит (см. лит.). Последний автор рассматривает детское творчество главным образом под углом психологическим.

Желая подчеркнуть социальную природу изображаемого субъекта, ребенок награждает его типичными признаками: каска военного, галстук пионера, на фоне – серп и молот (рис. 5 и 6), иногда сопровождая подписями: солдат, пионер, буржуй и т. д.
Кроме данных эмблем социального порядка, вводятся и профессиональные признаки: у военного – оружие (рис. 6), а также и принадлежности того или иного пола: у женщины – волосы с бантом и шляпой, у мужчин – папиросы; одежда отмечается пуговицами (рис. 5).
Первое время человек изображается в фас, а затем постепенно в профиль, появляющийся сравнительно поздно. В промежуточной стадии можно наблюдать соединение фаса и профиля (рис. 5 – ноги в нижней части, пуговицы – в профиль; глаза, галстук, ноги в верхней части – в фас).
Рисуя в профиль, ребенок передает нередко и невидимую часть предмета (рис. 4 – отмечена вся правая рука).

Несоблюдение пропорций является признаком схематичного детского рисунка – большая голова, короткое туловище и т. д.
Отсутствие пропорций мы наблюдаем и у детей старшего возраста и у взрослых, имеющих склонность к рисованию, если они не получили правильного руководства. Рис. 9, 15-летнего мальчика (таблица II), – большая несоразмерно голова, и другой рисунок, 10, «Слушают», девочки 16 лет, ученицы II ступени, уже овладевшей техникой рисунка под руководством преподавателя художника.
Эти «несоразмерности» в рисунке быстро изживаются, если есть руководство и нормальная детская обстановка.
Те же этапы развития мы наблюдаем и в передаче животных, машин, зданий и т. п. – в излюбленных темах ребенка.

Рис. 11 «Автомобиль» дает яркую картину, как постепенно ребенок «охватывает» сущность и структуру предмета. Рис. 11 3-летнего мальчика – «Пожарный автомобиль», где вы смутно угадываете намерения автора. Здесь больше «динамики» в рисунке, чем формы предмета. Вообще ребенок склонен изображать предметы в движении чаше, чем в покое. У него и дом в рисунке (см. рис. 14 табл. III) часто наделяется трубой, из которой «валит» дым. Рисунки 12 и 13 принадлежат мальчику в возрасте 5 с половиной и 9 лет. В 5-летнем возрасте нет еще ясного представления о предмете, но он принимает уже некоторую образную четкость и с реальным приближением к основным формам предмета в рисунке 9-летнего мальчика. Рис. 13 уже четко трактует предмет. Здесь налицо стремление автора найти пропорции, дать характер, понять конструкцию предмета, т.-е. передать действительный вид его, – вверху – автомобиль, внизу – моторная лодка. Как в первом, так и во втором рисунке наличие уже «реалистического» подхода к рисунку – стадия правдоподобных изображений. Сюда же относится и рис. 6. Фигура человека приобретает типичные признаки. Каска надета на голове, а не над головой – последнее явление довольно частое в предыдущих фазах детского рисунка, рука держит предмет, шея имеет некоторую пропорциональность и т. д. Данное изменение появляется в детском рисунке постепенно. Усложнение в рисунке влечет за собой и обогащение тем рисунков. Битвы, сражения и т. п. – у мальчиков; пейзаж, детские игры и т. п. – у девочек. Рис. 15, девочки 11 лет, «На гигантских шагах», где при нарушении некоторых пропорций –сравнительно большие головы, короткие руки, маленькие ступни ног – даны большая динамика и острая выразительность всего рисунка в целом. Обратите внимание на положение рук, волос на голове и т. д. Такие рисунки могут быть источником большого эмоционального художественного переживания для целого школьного коллектива.

Даже в этих на первый взгляд совершенных детских рисунках мы отметим черты,
свойственные детскому рисунку: отсутствие светотени и преобладание контурности,
непропорциональность частей в предмете и, наконец, прозрачность. Последнее в при-
веденном рис 15 уже не имеет места, но рисунок 14, «Дом», 4-летнего мальчика, где
изображен сейчас же над окном «валящий» из трубы дым (динамичность) и здесь же видимый сквозь стенку стул, находящийся в комнате, на высоких ножках. На второй (боковой) стене – 3 окна, расположенных в случайном порядке над входной дверью.

Сложный сюжет требует более тонких средств передачи. Плоскостное изображение уже не удовлетворяет – появляется перспектива, которую ребенок постигает с трудом и то в редких случаях самостоятельно. Ребенок плохо учитывает законы сокращения. Он рисует «по-египетски», т.-е. передний план по отношению к заднему не увеличивается, а сохраняет такую же величину. В перспективных детских рисунках мы встречаем два горизонта, когда у ребенка есть желание передать большое расстояние и глубину по отношению к центральным предметам. Применение двух горизонтов мы знаем и в искусстве взрослых (Поль Веронез), но ребенок это делает неумело, и тогда иллюзия расстояния пропадает.

Интересным является построение ребенка, если плоскость наклонна, на которой он строит свой рисунок. В этом случае ребенок «восстанавливает» перпендикуляры к данной плоскости, игнорируя законы земного притяжения. Рисунок 16, 9-летнего мальчика, является яркой иллюстрацией (ель – на первом плане). На втором и дальнем плане ярко выражена непропорциональность (яблоки на яблоне, колеса вагона, человек и его пропорции и т. д.).
Просто ребенок разрешает задачу и переплетения предметов (тесная пространственная связь предметов). Предмет рисуется, не будучи целесообразно связан с другим (рисунок 6 – рука и пистолет).

Считается, что средний ребенок редко самостоятельно совершенствуется в своем творчестве, если нет постороннего вмешательства. На этой стадии развития остаются и взрослые, если они не получили систематического руководства в этой области. При других условиях ребенок овладевает стадией правильных изображений, которые в своем совершенстве зависят от индивидуальных способностей ребенка и среды, в которой он живет. Делались попытки установить закономерность в детских рисунках Кершенштейнер и Левенштейн, которые дали нижеследующие таблицы, обработав статистически большое количество материала:

Таблица показывает, что 6-летние дети дают почти сплошь чистую схему; с 11-летнего возраста она встречается реже, рисунок к этому моменту совершенствуется. Реальный рисунок появляется только после 13-ти лет.
Выводы Левенштейна говорят о том, чем ребенок в разном возрасте наделяет человеческую натуру, как голую схему.

Из этой таблицы видно, что главную роль после головы и ног играют: туловище, руки и ступни ног, которые рисуются уже 5-лет-ними детьми. Шея, волосы – в особенности у мужчин – изображаются значительно позже, у большинства с 9–10 лет. Рано отмечаются (с 4-летнего возраста) шапка и пуговицы, и в 7 лет они отмечаются большой половиной детей.

Роль цвета в детском рисунке. Первые работы краской у ребенка не связаны с цветом: «он просто мажет», так же как и чертит карандашом линии. Затем «хаос цвета и формы» начинает формироваться. Появляется «красная лошадь» или «синий заяц», или наблюдается «мозаичность» цвета (пестрая крыша, цветистый человек в целом и т. д). Любовь к цвету остается и на следующей ступени, когда ребенок отдельным цветом выделяет части предметов (двор, труба и т. д.). К натуральной раскраске ребенок приступает позднее, когда он сообразуется с естественным цветом предмета.

Иногда ребенок «зачарован» яркостью красок и их контрастным или гармоничным сочетанием; «это красиво» является существенным моментом в рисунке (эстетическая эмоция).
Обычно рисунок ребенок покрывает краской равномерно, избегая градации (оттенков) цвета. В рисунке преобладает локальная (основная) окраска предметов (голубое небо – ультрамарин или прусская синяя, лес зеленый – французская зелень и т. д.).

Воздушная перспектива ему тоже не знакома, когда дальние предметы окрашиваются в холодный синий цвет; локальная окраска предмета в рисунке сохраняется везде независимо от плана. Как и в карандашном рисунке, и здесь часто роль играет контур (обведение темной краской цветовых плоскостей). Основные черты детского художественного творчества определяются следующими краткими положениями:
1) Ребенок рисует не то, что видит, а то, что знает (опыты Кершенштейнера).
2) Художественное выражение ребенка в различном материале в начале своей деятельности не является ни эстетическим, ни реалистическим, – это прежде всего функция выразительная.
3) Рисование ребенка – игра, в которой он полноценно выражает свое «я».
4) Вмешательство (направление) в детское рисование возможно лишь в школьном периоде, без навязывания особых «схем» и приемов (педагогическое рисование), а лишь уточняя и направляя его значительную установку при разнообразной технике выражения.
5) Эстетическая оценка своего рисунка, в зависимости от интеллекта ребенка, может быть или раньше или позднее, но в общем она появляется, «когда уже удовлетворены более насущные запросы общей активности игры и реализма».

Статья из «Педагогической энциклопедии», 1927 г.

2 комментария

avatar
1927 г.?! Случайно пособия по наскальному рисунку у вас нет?)
  • Ossa
  • 0
avatar
Может кому-то и пригодиться, например, родителям интересно будет узнать: что должен уметь рисовать ребенок в свои годы.
  • KoN
  • 0
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.